Московский областной колледж информации и технологий

Профилактика заболеваний и травматизма

Студент, будь здоров!

Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны, является актуальной проблемой современного общества.

Успешная подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечивающих устойчивость экономического развития государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Вместе с тем, все возрастающие требования к уровню подготовки специалистов высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний.

Группа факторов, входящих в образ жизни, по данным ВОЗ, оказывает влияние на организм человека в 50-55 %. В частности, это нерациональное питание, частые стрессы, материально-бытовые условия проживания и труда, не отвечающие нормам, гиподинамия, курение, алкоголь, употребление наркотиков, бесконтрольное употребление лекарств, непрочность семьи, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень. На долю здравоохранения приходится только 10-15 %, сюда входит своевременность медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий, качество медицинской помощи.

Исследователи, изучающие влияние учебного процесса на здоровье студентов, установили персональный характер его воздействия на организм студентов, определяя это адаптационными возможностями организма. Ухудшение здоровья напрямую зависит от генетических составляющих, то есть наследственной предрасположенности к патологиям, однако, активация этого обусловлена влиянием образа жизни. За время обучения в вузе здоровье студентов объективно ухудшается, к моменту окончания вуза только 20 % выпускников могут считаться практически здоровыми.

Как известно, снижение уровня здоровья студентов случается в тех случаях, когда они не соблюдают принципы здорового образа жизни. За период обучения, под воздействием факторов, указанных ранее, происходит ослабление состояния здоровья, большинство студентов находится в предболезненных (преморбидных) состояниях.

1. Патология пищеварительной системы.

Наиболее подверженной различным заболеваниям считается пищеварительная система студента. Как известно, каждая профессия имеет свою «профессиональную болезнь». Среди студентов таким недугом принято считать гастрит, который приходит из-за постоянных недоеданий и быстрых перекусов. Стоит отметить, что главными клиентами заведений быстрого питания, предоставляющих вкусную, но очень вредную для пищеварительного тракта еду, являются студенты. Не последнюю роль при этом отыгрывают алкогольные напитки и табачные изделия, употребляемые студентами в неимоверном количестве.

2. Патология органов зрения:

Патология органов зрения занимает второе место после патологии пищеварительной системы. Высокая нагрузка на зрение во время учебы в вузе еще более усугубляет имеющееся положение. Поэтому профилактика зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна.

Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны.

Для обеспечения комфортных условий при выполнении зрительно напряженных работ необходимо применять наиболее рациональные системы производственного освещения с правильным подбором светотехнической аппаратуры и источников света.

3. Болезни дыхательных органов можно наблюдать практически у каждого третьего курящего студента. Очень часто студенты, страдающие расстройствами зрительных органов, за время обучения умудряются «убить» свое зрение окончательно. Постоянная работа с бумажными изданиями при плохом освещении, а также устаревшие мониторы компьютеров могут стать причиной развития близорукости или дальнозоркости, катаракты или глаукомы, а также других заболеваний.

4. Патология опорно-двигательного аппарата:

Вследствие вынужденной длительной статической нагрузки (постоянное напряжение мышц) заторможены обменные процессы. В положении сидя, особенно с наклоном головы и туловища вперед (учебная деятельность), возникает костно-суставная патология, в частности, шейного и поясничного отделов позвоночника. Около 12% студентов уже имеют хронические формы заболеваний позвоночника.

Для снижения уровня утомления мышц, т.е. для рациональной рабочей позы, необходимо уменьшить величины углов наклона головы и корпуса. При организации рабочего места важно соблюсти соответствие конструкции рабочей мебели основным анатомо-физиологическим и эргометрическим требованиям.

5. Умственно-эмоциональное перенапряжение:

Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.

Профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения следующие:

  • Создание условий для возникновения положительных эмоций. Например, для уменьшения влияния хронического эмоционального стресса большое значение имеет характер отдыха, способ проведения отпусков, каникул и их своевременность;
  • Выработка у людей с детского возраста четкого убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе;
  • Поддержание ритмичности учебной нагрузки. Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.

6. Нарушения сна и расстройства психического здоровья:

Постоянные нагрузки и стрессы могут стать причиной серьезных психологических расстройств. Бессонница при этом является весьма распространенным среди студентов явлением, в особенности в период летней или зимней сессии. Неумение отдыхать может стать причиной частых головных болей, а также неврозов, кардиалгий и других заболеваний, связанных с нервной системой.

Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном состоят в следующем:

  • Активная деятельность днем, особенно физическая. Важно, чтобы сон и бодрствование (активная деятельность) совпали с биологическими ритмами организма. Продолжительность сна у каждого индивида определяется наследственными факторами и личностными особенностями. Из своего опыта каждый человек знает, сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным.
  • Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятием спортом. Можно, например, ходить пешком на учебу и с учебы, затрачивая дополнительно 1-1,5 часа.
  • Определенный комфорт спального места. 

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно выделить следующие:

  • систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;
  • ритмичную и системную организацию умственного труда;
  • совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза;
  • организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;
  • отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;- физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической активности;

Таким образом, правильный подход к образовательному процессу, ведение здорового образа жизни, а также своевременное полноценное питание и регулярные физические нагрузки, в том числе занятие спортом, помогут избежать множества проблем, с которыми выпускники ВУЗов обращаются к врачам.

ТРАВМАТИЗМ

Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм — часть общей заболеваемости населения.

В нашей стране травмы подразделяют на:

  • производственные:
    • промышленные,
    • сельскохозяйственные,
    • строительные,
    • на транспорте и др.
  • непроизводственные:
    • бытовые,
    • уличные,
    • дорожно-транспортные,
    • спортивные,
    • школьные,
    • детские и пр.

Производственный травматизм.

Производственная травма — травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

Причины производственных травм разделяются на:

Организационные:

  • недостатки в организации и содержании рабочего места,
  • применение неправильных приемов работы,
  • недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности,
  • допуск к работе неподготовленных рабочих,
  • плохая организация трудового процесса,
  • отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.

Санитарно-гигиенические:

  • отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты,
  • неправильное освещение рабочих мест,
  • чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль,
  • недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.

Личного характера:

  • заболевание или утомление рабочего,
  • недостаточная квалификация,
  • неудовлетворительные бытовые условия,
  • алкогольное опьянение.

Травматизм бытовой.

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы — приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

Профилактика бытовых травм включает:

  •  улучшение условий быта;
  •  расширение коммунальных услуг населению;
  •  рациональную организацию досуга;
  •  проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
  •  широкую антиалкогольную пропаганду;
  •  целенаправленную работу по созданию здорового быта;
  • организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
  • широкое привлечение общественности.

Дорожно-транспортный травматизм.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.

Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

  • превышение скорости;
  • проезд на красный цвет;
  • вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
  • непристегнутый ремень безопасности;
  • переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями — одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Уличный травматизм.

К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).

Причинами уличного травматизма являются:

  • плохая организация уличного движения,
  • узкие улицы с интенсивным движением,
  • недостаточная освещенность и сигнализация;
  • нарушение пешеходами правил уличного движения;
  • неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.

Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:

  • рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
  • рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
  • обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
  • надзор за детьми и их досугом;
  • широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).

Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

Детский травматизм.

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.

Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

  • неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
  • отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
  • недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
  • дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них — на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

Спортивный травматизм.

Травматизм спортивный — несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются. Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.

Основные причины спортивного травматизма:

  • нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
  • неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;
  • неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
  • недостаточный врачебный контроль;
  • слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т. д.);
  • нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.

Основные мероприятия по профилактике:

  • контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;
  • технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);
  • защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);
  • медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
  • воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;
  • обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.


Профилактика травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом со студентами вуза.

Существенное увеличения доли умственного, интеллектуального труда в процессе современного производства не снижает требований к физической подготовленности работников, а, наоборот, увеличивает эти требования, так как технический прогресс еще более заостряет проблемы надежности человека в системе производства, а ослабленный физически человек потенциально ненадежен.

Воспитание здоровых, бодрых, жизнерадостных, всесторонне физически развитых людей, способных к творческому созиданию и подвигам во имя Родины, — вот высокая миссия физкультуры. Высокая работоспособность человека в решающей мере зависит от его здоровья и трудовых навыков. Сила, быстрота, выносливость, ловкость – все это дают физические упражнения.

Всякое физической упражнение характеризуется той или иной интенсивностью, требует определенного усилия и продолжается в течение более или менее длительного времени. Следовательно, при выполнении каждого физического упражнения организм человека должен мобилизовать свои функциональные возможности, в соответствии с характером, интенсивностью и длительностью упражнения.

Опираясь на морфологические, физиологические и психологические особенности каждого студента, преподаватель подсказывает, какие именно технические действия избрать для дальнейшего углубленного совершенствования упражнения.

Регулярные физические упражнения положительно влияют на деятельность сердца, кровообращение, улучшают обмен веществ и тем самым функционально укрепляют все внутренние органы. Тренированные мышцы, тренированное сердце и организм в целом способны рационально перерабатывать поступающие в него питательные вещества, которые являются источником энергии.

Всесторонне полезными для организма являются целенаправленные физические упражнения. Они укрепляют не только физическое, но и психическое здоровье. Однако следует подчеркнуть, это происходит только при одном условии – участие человека в систематических грамотно построенных и правильно проводящихся физкультурных или спортивных занятий. В противном случае эффект существенно снижается или становится отрицательным вплоть до того, что человек может получить травму.

Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов. Среди студентов, занимающихся физической культурой и спортом, наиболее распространены такие виды повреждений как ушибы, растяжение связок, сухожилий и мышц, различные раны, ссадины, потертости.

Анализ количества травм у студентов Ступинского филиала МАТИ при занятиях физической культурой и спортом в течение последний 10 лет показал, что спортивный травматизм – это в определенной мере, управляемый процесс. Спортивные травмы можно свести к минимуму при организации надлежащих мер профилактики. Прежде всего, нужно обратить внимание на личную гигиену, а точнее гигиену одежды и обуви. Спортивная одежда должна быть легкой и соответствовать времени года, ткани спортивной одежды должны обладать значительной пористостью, малой теплопроводимостью, хорошей воздухопроницаемостью, высокой эластичностью и прочностью. Спортивная одежда должна быть свободного покроя, не ограничивающего движения, не должна нарушать кровообращение, дыхание. Основное гигиеническое требование к обуви заключается в том, что она должна соответствовать индивидуальным особенностям стопы, быть прочной, удобной при ходьбе, хорошо защищать стопу и голеностопный сустав от повреждений.

Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:

  • знание причин возникновения телесных повреждений, их особенностей в различных видах физических упражнений;

  • разработка мер по предупреждению спортивных травм;

  • недочеты и ошибки в методике проведения занятий;

  • нарушение правил врачебного контроля;

  • неудовлетворительное состояние мест занятий спортивного оборудования;

  • неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий.

Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекции, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.

Задачей преподавателя является определение оптимального количества разучиваемых и совершенствуемых движений в плане общей и специальной физической подготовки, исправность спортинвентаря, соблюдение санитарно-гигиенических условий, правил страховки и самостраховки, выполнение принципов доступности и постепенности, основываясь на функциональных возможностях занимающихся. Все это является важным фактором при профилактике травматизма.

Необходимо обеспечивать все условия, предупреждающие возможность различного рода травм в ходе занятий, постоянно ориентировать занимающихся на беспрекословность выполнения этого требования, обучая их безопасным приемам выполнения физических упражнений.

Эффективность занятий по физической культуре зависит от методических приемов и использование при этом имеющегося оборудования, инвентаря, технических средств обучения, учитывая обязательно специфику места проведения занятий.

В вводную часть урока включаются различные построения, уделяется особое внимание осанке, подтянутости, желательно применение различного мелкого инвентаря (гантели, гимнастические палки, мячи), полосы препятствий, используя игровые ситуации. А также включать упражнения для развития выносливости, силы мышц, скоростно-силовых качеств, гибкости.

В основной части урока, где решаются главные задачи, надо обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки и максимально использовать все имеющиеся условия, педагогические средства и учебные пособия для повышения результативности.

Упражнения, связанные с точностью движения, сложной координацией, проявлением ловкости и быстроты следует осваивать в начале основной части, а упражнения на силу и выносливость в конце занятия.

Заключительная часть урока используется, главным образом, для того, чтобы постепенно снизить уровень физического и эмоционального, психического возбуждения занимающегося.

Непременное условие результативности занятий – внимательное наблюдение педагога за правильностью выполнения упражнений, требующих дозированной физической нагрузки. Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки – это наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС) у занимающихся. Так же особое внимание уделять проявлению внешних признаков утомления.

Дифференцированный подход особенно важен в отношении к занимающимся, отнесенным по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, а также к тем, кто пропускал занятия по болезни.

Основная задача урока – это оздоровительная и воспитательная направленность занятий физической культурой и спортом.

Специфика учебного предмета «Физическое воспитание» позволяет педагогу успешно воспитывать у занимающихся:

  • волевые качества;
  • целеустремленность;
  • дисциплинированность;
  • настойчивость;
  • смелость;
  • эстетическое воспитание.

Эстетическому воспитанию содействуют такие средства, как опрятная, привлекательная физкультурная одежда, музыкальное сопровождение уроков, точные, гармоничные и выразительные движения, а также все то, что помогает формировать культуру движения, включая осанку, походку и культуру поведения.

В последние годы спортивные залы и площадки оснащены нестандартным оборудованием, многопропускными снарядами, тренажерами, естественно, что использование такого оборудования значительно повышает учебную плотность занятий.

Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того, имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений.

При работе со студентами ставятся задачи:

  1. укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.

  2. научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.

Использование в учебно-тренировочном процессе специальных тренажерных устройств открывает широкие возможности варьирования всех режимов работы мышц.

Упражнения, выполняемые на тренажерах, подразделяются на подводящие и развивающиеся. Первые направлены, главным образом, на освоение формы техники движений, вторые – на развитие функциональных возможностей.

Рекомендации:

Первые тренировки являются втягивающими, знакомящими, т.е. знакомят с работой на тренажерах. Затем выполняются движения с большими амплитудами, с целью развития мышц и укрепить связки, суставы. Только после этого можно применять комплексный и вариативный методы тренировки. В начале даются упражнения с постоянными весами, а затем движения усложняются за счет постепенного возрастания веса. Число повторений и интервал отдыха между сериями варьируется.

Здоровый, хорошо физически подготовленный студент, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными двигательными умениями и навыками, успешнее приспосабливается к жизни и осваивает новую профессию; его труд более эффективен.

Обеспечивая постоянную занятость и активность занимающихся учитываются принципы доступности и постепенности заданий, а главное соблюдение требований по технике безопасности и профилактики травм.

Строгое соблюдение техники безопасности при организации и проведении спортивных мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом, обеспечивает все условия предупреждения возможности различного рода травм.

Студенты, занимающиеся физической культурой и спортом, обязаны помнить, что культура движений проявляется в качестве выполнения самого движения. Движения должны быть экономными: их амплитуда и вкладываемое усилие должны точно соответствовать решаемости двигательной задаче – а это основа профилактики травматизма при организации и проведении спортивных мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.

При обобщении многолетних наблюдений за студентами Ступинского филиала МАТИ, по анализу специальной литературы можно сделать следующие выводы:

Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта. На учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в отдельных видах спорта, кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности, существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта.

Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно на умственной деятельности. Во многих случаях это связано с влиянием физической деятельности на организм человека, способствующий развитию общей выносливости, совершенствованию волевых и моральных качеств, которые при прочих равных условиях делают более успешную трудовую деятельность. Многочисленные исследования свидетельствуют, что систематические физкультурные занятия значительного продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни.

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Одними из главных причин, приводящих к наркомании в среде подростков, являются:

  • недостаток любви и внимания со стороны близких людей;
  • эксперимент над своим сознанием (этой мотивацией обычно пользуется интеллектуальная молодежь, они довольно образованы, изучают специфическую, психоделическую литературу, принимают все доступные им меры, чтобы не перешагнуть грань зависимости);
  • любопытство.

Причиной употребления наркотиков может быть бунтарство, которое является формой протеста против тех ценностей, которые исповедует общество и семья, особенно, если учесть молодой возраст людей, подверженных этой пагубной страсти. Действуя импульсивно, подростки, прежде чем подумать, совершают поступок, чаще всего неправильный. Они не желают выполнять какие — либо обязанности, во всем ищут удовольствие. Не обладая чувством ответственности, они зачастую вступают в конфликт с теми, кто обладает властью над ними.

У многих подростков также наблюдается полное отсутствие интереса к каким — либо занятиям, событиям и другим вещам. Они равнодушно относятся к занятиям в школе и обычно не имеют никаких увлечений. У них нет интереса к будущим событиям, любые личные достижения не представляют для никакой ценности.

Еще одним «поводом» для употребления наркотиков могут выступать серьезные внутренние конфликты, проблемы социализации.
 Ряд симптомов весьма характерны тем личностям, у кого очень низкая самооценка, кто считает других лучше себя. Ими преобладает ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревоги, скуки, неуверенности себе, депрессия. Они чувствуют себя несчастными дома, им присуща отчужденность и изоляция в семье, в отношениях со сверстниками. В таких случаях человек остро нуждается в дополнительном «обезболивании». И как показывает практика многие убегают в «замены» и замыкаются в неподвижном и иллюзорном мире, который они создали вокруг себя.

Для некоторых наркотики это средство борьбы с депрессией. Находясь в состоянии эмоциональных трудностей, многие считают, что употребив наркотики или алкоголь, можно избежать состояния глубокой депрессии. Но обычно алкоголь и наркотики приносят лишь временное облегчение.

Последствия употребления наркотиков можно разделить на три группы: медицинские, психические и социальные.

К медицинским последствиям относятся:

  • Гепатит В и С – практически неизлечимые вирусные заболевания, приводящие без медицинского вмешательства к циррозу печени и как следствие гибели;
  • СПИД/ВИЧ;
  • Дисфункции систем кровоснабжения и дыхания; – нарушения в работе ЖКТ, опасные изменения клеток органов;
  • Отклонения работы нервной системы, деформация психики, иногда полное повреждение нервной системы, напоминающее эпилептические приступы. В следствие постоянной интоксикации у наркоманов происходит разрушение клеток мозга и из-за этого потеря интеллектуальных навыков;
  • Онкологические образования;
  • Сепсис – заражение крови. Появляются гнойные воспаления по всему телу из-за инфекции, занесенной грязной иглой шприца. По сути, это пожизненное гниение тела, приносящие большие мучения;
  • Воспаления вен (флебиты) – следствие использования нестерильных шприцев и игл или введения препаратов. Воспаление вен в свою очередь может привести к серьезному осложнению – заражению крови.
  • Депрессия – состояние угнетенности или тоскливого настроения. Депрессия у наркоманов возникает в период воздержания от приема наркотиков.
  • Передозировка – нередкая ситуация в жизни наркомана, особенно при использовании средств и сырья, активность которых выше, чем у тех, что обычно им употреблялись. При передозировке возможна: потеря сознания, остановка дыхания и сердечной деятельности – все это требует экстренной медицинской помощи. Следствием передозировки часто является летальный исход.
  • Абстинентный синдром, возникающий в период воздержания от введения наркотика. Когда нет возможности ввести необходимую дозу наркотика, ухудшается сначала общее самочувствие, снижается настроение, затем возникают нарушения со стороны желудка, кишечника, сердечно-сосудистой системы в виде различного рода болевых ощущений, изменения стула, перебоев в работе сердца, судороги;

Психические последствия:

  • Привыкание – отличительный признак наркомании как болезни. Постепенно наркотик становится необходим не только для того, чтобы испытать кайф, но и чтобы просто комфортно себя чувствовать, формируется психическая зависимость.
  • Страхи. У наркомана есть множество поводов испытывать страх: страх быть разоблаченным, арестованным, страх за свое здоровье, из-за своих долгов и т.д. Страхи и депрессия – наиболее частые причины срывов в этот период.
  • Депрессия – состояние угнетенности или тоскливого настроения. Депрессия у наркоманов возникает в период воздержания от приема наркотиков.
  • Высокий суицидальный риск. Страхи, депрессии, «ломки» — и все вышеперечисленные негативные последствия наркомании, изматывают психику человека, доводя его до отчаяния. Кажущаяся безвыходность положения толкает человека на самоубийство.Также к преждевременной гибели приводит неадекватное поведение в наркотическом бреду: люди выпадают из окон, ныряют в ледяную прорубь, засыпают на снегу, попадают под машины.

Социальные последствия:

  • Домашние скандалы, потеря друзей: человек, употребляющий наркотики, вынужден постоянно скрывать свое пристрастие от родителей и других людей, все более и более отдаляясь от них. Чем больше стаж употребления наркотиков, тем уже становится круг общения.
  • Криминогенность (со всеми вытекающими последствиями: побои, аресты…) больных наркоманиями обусловлена несколькими факторами: потребностью в деньгах для покупки наркотиков, вынужденной связью с торговцами наркотиками (что само по себе является противоправным действием), изменениями личности с характерным морально-этическим снижением. Кроме того, наркоманы могут совершать противоправные действия, находясь в наркотическом опьянении или в психотическом состоянии.

Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости не абсолютны, но часто помогают в определении лиц, употребляющих наркотики. Наружность их не бывает совершенно ужасной. Если ориентироваться на внешние признаки, следует помнить, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем. Каковы же эти признаки: длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки; неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения; отрешенный взгляд; часто — неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»; осанка чаще сутулая; невнятная, «растянутая» речь; неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта; явное стремление избегать встреч с представителями властей; раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы; следы от уколов.

Наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами, часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен.

Иногда общие для всех наркотиков признаки считают «вполне нормальным для подростка поведением», хотя это не совсем так. Вот они:

нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями), сопровождающаяся учащением и увеличением времени «гуляний», у него падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби), родители узнают о прогулах школьных занятий), снижается успеваемость;

увеличиваются финансовые запросы, и подросток активно ищет пути их удовлетворения (начинают пропадать деньги из родительских кошельков и ценные вещи из дома);

появляются новые подозрительные друзья (но вначале молодой человек обычно встречается с весьма приличными на вид наркоманами) или поведение старых приятелей становится подозрительным (разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении); настроение меняется по непонятным причинам (очень быстро и часто не соответствует ситуации).

На государственном уровне профилактика наркотической зависимости включает 2 компонента: 1) меры по ограничению распространения наркотиков; 2) антинаркотическую пропаганду, обеспечиваемую средствами массовой информации и социальными институтами. С целью минимизации последствий наркомании, своевременного реагирования и выработки адекватных ответных мер на новые тенденции наркопотребления Министерством здравоохранения Российской Федерации постоянно проводится работа по совершенствованию форм и методов оказания медицинской помощи. Вместе с тем, целесообразно последовательно проводить работу по профилактике наркомании в школах и ПТУ.
Школьные программы должны стать наиболее распространенной формой антинаркотического просвещения. Акцент в работе по профилактике наркомании должен быть сделан на работу с подростками и их родителями.

ЛЕГКИХ НАРКОТИКОВ НЕ БЫВАЕТ!

Внимание, опасно!

Курительные смеси – это сильно действующий наркотик, психоактивное синтетическое вещество, которым пропитывают траву и курят. Известны как: спайс, spice, спайс голд, spice gold, спайс даймонд, spice diamond, экс-сес, ex-ses, JWH. Активным веществом являются синтетические каннабиноиды (JWH-018, HU-210, CP 47,497 и другие ) В России известны как «Курительные миксы», «Аромамиксы», «Спайс», «Легалка» и т.д.


На сегодняшний день эти препараты запрещены законом РФ и их хранение и распространение уголовно наказуемо.

Вызывают ли спайсы и курительные смеси зависимость?

Да. Эти наркотики, как и любые другие, вызывают сильную физическую и психологическую зависимость. Очень тяжело поддаются лечению и реабилитации. Отказаться от употребления «спайсов» самостоятельно и без компетентной помощи почти не возможно.

«Ломка» от курительных смесей и спайсов

Многие считают, что от этих наркотиков нет физической зависимости и нет физических последствий при отмене наркотика. Это не так. При не однократном употреблении, после прекращения приема наркотика последует состояние абстинентного синдрома. В этот момент у человека могут быть:

  • Галлюцинации;
  • Потливость;
  • Проблемы со сном (в основном бессонница, плохие сны);
  • Нарушения пищеварительной системы (не регулярный и проблемный стул,  нарушение аппетита, изжога, рвота);
  • Резкая перемена настроения;
  • Депрессивное, апатичное состояние (суицидальные мысли);
  • Нервозность, агрессивное поведение.

Где покупают?

Купить курительные смеси или купить спайс очень просто, их открыто продают в интернете и на улице, рекламы на асфальтах, раздают визитки у входов в метро и так далее. Зафиксированы случаи употребления и распространения даже в государственных учреждениях , в школах, колледжах и в некоторых воинских частях.

Мы не продаем курительные смеси, спайсы или другие наркотики!
Мы занимаемся профилактикой и реабилитацией зависимых людей!

Чем опасны спайс и курительные смеси?

Употребления этого наркотика часто очень сложно обнаружить, тесты, которые продаются в аптеке не выявляют этот наркотик. Родители и близкие не замечают употребления или, заметив не предпринимают экстренных мер. Ждут, когда пройдет само.

Попытки самостоятельно бросить этот наркотик в основном заканчиваются неудачей. То есть, первое, чем он действительно опасен — это зависимость, справиться с которой можно только с помощью компетентного центра реабилитации.

Второе: есть причины, по которым многие центры реабилитации уже не в силах помочь или не готовы взять человека на реабилитацию. Это происходит из-за двух ужасных последствий употребления спайс и курительных смесей:

  1. Суицид. Суицидальные наклонности. Основные причины смерти людей употребляющих спайс — это суициды. Они происходят по нескольким причинам, либо человек видит галлюцинации во время употребления, слышит голоса или чувствует, что ему нужно сделать то или иное действие. По этой причине люди часто выходят из окон и применяют другие способы суицида, по их словам из-за не преодолимого желания, которым они не смогли управлять. Также часто после отмены наркотика, человек испытывает настолько сильное состояние депрессии и апатии, что находит лишь один способ справиться ним- покончить жизнь самоубийством.
  2. Сильные необратимые психические расстройства. Бывают случаи, когда близкие уже не узнают человека употребляющего спайсы и «легальные» наркотики, его поведение уже не похоже на нормальное. Такое поведение может быть просто результатам наркотической зависимости, и с ним возможно справиться избавив человека от пристрастия к наркотику. Но также бывают случаи когда ситуация сильно запущена, что даже избавив человека от зависимости неадекватность поведение остается на всегда. И тогда, человек становиться постоянным пациентом психиатрической больницы.

Что делать, если человек употребляет курительные смеси и спайс?

  1. Не ждать, когда случиться чудо и все само пройдет.
  2. Не пытаться и не искать способы вылечить его дома самостоятельно ( при помощи таблеток, уколов, и других сомнительных способов).
  3. Не надеяться, что это будет быстро и просто, и что это возможно сделать рядом с домом.
  4. Расстояние, сроки пребывания, стоимость — не должны вас останавливать, все это можно решить.
  5. Волшебные уколы, единоразовые сеансы, сомнительные центры и методики — вот, что вы должны избегать при выборе реабилитации.

Наркотик скорость – что это?

В обществе к наркотикам относятся противоречиво. Для кого-то это источник удовольствия, для кого-то — боль и страдания. Но это лишь две стороны одной медали, и если знать, как они «работают», становится очевидным, к чему приведет их употребление.

Особенно недооценивают такие синтетические наркотики, как «скорость», так как их действие — быстрое, разрушительное и иногда бесповоротное (необратимое). Это атрибут клубной жизни, иногда — спутник спортсменов и водителей-дальнобойщиков. Тем не менее это наркотик, который рано или поздно приведет к негативным последствиям.

Что это за наркотик — cкорость (СК)

наркотик скоростьДавайте разберемся, что такое синтетический наркотик скорость (СК) — это курительная смесь, средство для ингаляции, инъекции, просто порошок или таблетки, которые быстро вызывают эйфорию и оказывают стимулирующий эффект. Чаще скоростью называют амфетамин, иногда с примесью первитина и кофеина, иногда с другими добавками. В некоторых случаях речь идет о современных «солевых наркотиках»,

Это вид стимуляторов ЦНС. По-другому этот наркотик называют «быстрый», «СК», «спиды», «speed».

На фото можно увидеть, как выглядит наркотик скорость или спиды — чаще это порошок или таблетки, реже — кристаллы соли.

Состав «скорости» и эффект ее употребления

Состав наркотического средства скорость отличается в зависимости от «производителя». Его разбавляют, так как больший объем — это больше прибыли. Иногда добавляют нейтральные вещества, иногда — вредные химикаты, усиливающие эффект.

Когда производители добавляют в состав спидов вредные химикаты, действие усугубляется. Cоли и другие новые синтетические наркотики, хоть и кажутся безобидными, причиняют больше вреда и делают это быстрее.

Принимать наркотик скорость можно как курительную смесь, как обычные таблетки, делать инъекции, ингаляции или вдыхать через нос как кокаин. Считается, что таблетки или смеси для курения — это менее вредно.

Однако правильно и лучше будет не курить скорость и даже не пробовать ее — не стоит разрушать ни свою жизнь, ни жизнь близких вам людей не смотря ни на какие уверения других, что это «кайф» и что «с одного раза ничего не будет».

Здесь мы показываем фото и рассказываем, из чего делают наркотик скорость, чтобы вы знали врага в лицо. Последствия могут быть необратимыми.

Врач и заведующий Свердловским областным центром острых отравлений Андрей Чекмарев отмечает, что несмотря на снижение количества наркоманов, состояние пациентов стало более тяжелым. Он говорит: «Они поступают с осложнениями, такими как судорожный синдром, нарушение сознания по типу комы, нарушение со стороны системы дыхания».

Эффекты от наркотика скорость:

  1. Ощущения оживления, повышение двигательной и умственной активности, жажда, отсутствие аппетита, повышение давления и температуры тела, расширение зрачков. Ощущение большой умственной и физической силы, самоуверенность. После яркого, но короткого всплеска этих ощущений еще некоторое время продолжается эйфория.
  2. Этот приятный эффект сменяется разбитостью, депрессией, долгим сном.

Более подробно о действии наркотиков вы можете почитать на портале http://www.likar.info.

Признаки употребления спидов

Как узнать наркомана, употребляющего наркотик Speed (Спид):

  • слишком быстро двигается и говорит;
  • делает одинаковые движения (это признак психоза, вызванного амфетаминами);
  • сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
  • сильные и частые перепады настроения (например, от экстаза до агрессии)
  • повышенная потливость;
  • тремор (дрожание рук или ног).

Наркомана, употребляющего СК, выдают и другие вещи: необычное поведение, частые запросы денег, сокращение общения с семьей, реже находится дома, чаще проявляет раздражительность, поменял друзей. Зная эти признаки и вовремя приняв правильные действия, можно спасти человеку жизнь.

Последствия употребления «скорости»

  1. Истощение организма, похудение, болезненный внешний вид, раздражительность, подавленность, агрессивность.
  2. Психозы — частые спутники солевых спидов. Проявляются в неадекватных реакциях, сильных сменах настроения, нарушениях внимания, восприятия, мышления. Отсутствие воли.
  3. Разрушение органов, тканей, иммунитета: почечная, печеночная, сердечная недостаточность, проблемы с зубами, ломкость костей.
  4. Тактильные галлюцинации, например, ощущение, что под кожей ползают насекомые, ощущение жжения или холода.

Последствия употребления наркотика скорость (СК) не ограничиваются лишь одной сломанной жизнью. Наркоман сам стремится к гибели и тянет в могилу своих близких и окружение. Кражи и несчастные случаи, постоянные скандалы, переживания родителей, постоянные траты денег (или на дозу, или на попытки лечения), — все это спутники наркомании.

Развитие зависимости от спидов

То, что сделает скорость наркотик с организмом и самим человеком, довольно предсказуемо — истощение, плохое самочувствие и т.п. Но наркоман помнит, как хорошо он себя чувствовал под кайфом, и в момент дискомфорта примет единственное решение — принять еще дозу.

Так, стойкая зависимость может развиться на 2-3 недели употребления, а иногда и на 2-ой или 3-й раз.

Обычный человек получает удовольствие от жизни (любимое дело, успехи своих детей, отношения с прекрасным человеком, вкусная еда, интересный фильм и т.п.). Но это не доставляет счастья наркоману, тем более в тот момент, когда он «отходит» от действия наркотиков. Единственной «отдушиной» в жизни становится доза «скорости».

Опасность передозировки наркотиком «спид»

Употребляя наркотик скорость, не знаешь точно, из чего состоит. Добавлены ли нейтральные вещества, которые просто увеличивают объем, или добавлены химикаты, усиливающие реакцию.

Риск передозировки существует из-за двух моментов:

  • производители делают разный состав наркотика «скорость», поэтому доза, употребляемая сегодня, вероятнее всего отличается от той, что он употреблял вчера;
  • размер дозы определяется на глаз.

Признаки отравления, при которых следует звонить в Скорую:

  • сильная рвота;
  • обморок или близкое к нему состояние;
  • нарушение дыхания.

Пока ждете скорую: переложите пострадавшего на бок, дыхательные пути надо освободить от рвоты, а запавший язык освободить. Расстегните воротник, откройте окно. Если сердце остановилось или пульс очень медленный — сделайте искусственное дыхание.

Вне зависимости от того, сколько стоит наркотик скорость, цена его употребления может оказаться слишком высока.

Лечение зависимости от наркотика «Speed»

Как отойти от скорости? Как решить проблему зависимости раз и навсегда?

Для ответа на эти вопросы важно понимать две вещи:

  1. Наркотики вымывают из организма витамины и минералы (незаменимые вещества). При восстановлении они нужны в повышенном количестве, также как еда, сон, отдых и прогулки на свежем воздухе.
  2. Наркотики становятся тем единственным средством, благодаря чему состояние становится лучше, а жизнь — светлее. Отнять у человека наркотик — значит (в его глазах) обречь его на страдания. Единственной целью становится доза. Что поможет, так это найти хорошие цели в жизни, ради которых стоит пройти реабилитацию, а также хорошая программа реабилитации, которая вернет то хорошее состояние, которое было до употребления.

Частая причина употребления — это проблемы и неприятные эмоции, которые делают жизнь безрадостной. Причиненное зло другим и себе ведет к потере самоуважения, преступлениям и дальнейшему саморазрушению. Вредоносные поступки, «Speeed» и несчастье сопутствуют друг другу.

«Пьют и курят не так, не от скуки, не для веселья, не потому, что приятно, а для того, чтобы заглушить в себе совесть» (Л.Н. Толстой).

И хотя знаменитый писатель говорил об алкоголе, спиртное и наркотики тоже притупляют настоящие чувства, заменяют их искусственными ощущениями (эйфорией и энергичностью) и приводят к дальнейшему ухудшению самочувствия.

Именно поэтому медикаментозное лечение не приносит ожидаемых результатов, так же как заместительная терапия.

Программа «Нарконон» — единственная, где учитываются все аспекты наркозависимости. Проходя каждый ее шаг, человек может вернуть себе положительные эмоции, радость жизни, доверие окружающих, хорошие отношения с близкими и другие приятные стороны жизни.

Название «Нарконон» происходит от фразы «Нет наркотикам», и она подобрана очень точно — после программы в жизни человека больше нет наркотиков: ни тяги, ни желания принять что-либо для поднятия настроения.